Елена Польская, руководитель студии «Контур»

Детской студии проектного творчества «Контур» в этом году исполнилось три года. Для Новосибирска это уникальный образовательный проект — 400 «студентов» в возрасте от 4 до 17 лет получают здесь знания в области изобразительного и проектного творчества, познают азы урбанистики и учатся профессиональному архитектурно-художественному восприятию окружающей среды. С ребятами работают лучшие новосибирские архитекторы, художники и детские педагоги. От сердца к сердцу, из рук в руки они передают детям свои знания и умения, любовь к прекрасному и профессиональный кодекс чести.

О главных событиях прошедшего учебного года — в интервью с основателем студии Еленой Польской.


— Елена Анатольевна, «Контур» был создан три года назад. За эти годы значительно возросло число учащихся студии, увеличился педагогический состав. Это связано с совершенствованием учебного процесса, с новыми дисциплинами, которые появляются в программе?

— Я не могу сказать, что идет линейный прирост количества и качества. Просто мы все время находимся в поиске форм работы. Проектное творчество — тема неизведанная. Невозможно взять чью-то программу и по ней работать, такого аналога просто нет. Архитектурное образование в Новосибирске методически не разработано, нам сейчас не на что опереться, чтобы готовить детей к высшей школе. Советская архитектурная школа перестала быть современной, поэтому наша задача — показать детям все самое интересное и новое в мировой практике дальнейшего архитектурного образования.

— В этом году в студии первый выпуск. В какие вузы собираются поступать ваши воспитанники?

— В этом году у нас 15 выпускников. Это смелые и сильные творческие личности, наша гордость. Все ребята будут поступать в архитектурные вузы, мы прицельно их туда и готовили. Несколько ребят едут в Москву, собираются поступать в МАРШ и в МАРХИ, одна девочка хочет учиться в Чехии, несколько детей идут в Сибстрин, планируя через два года продолжить обучение в Германии. Между Сибстрином и Штутгартским университетом подписано соглашение о сотрудничестве, которое позволяет осуществлять взаимодействие по многим направлениям — это и обменные программы, и научные стажировки, и производственные практики студентов и магистрантов. Весной мы с ребятами специально ездили в Штутгарт, исследовали возможности такого образования.

— Расскажите о вашей поездке поподробнее.

— Наше путешествие можно назвать образовательной экспедицией. Нам нужно было показать ребятам образование, которое их может ждать в дальнейшем. Чтобы познакомить их с московской образовательной системой, первые два дня поездки мы провели в Москве в школе МАРШ — современной архитектурной школе, которая воспитывает новое поколение архитекторов, свободно работающих на международном рынке. Здесь царит особая атмосфера достоинства и открытости. Чем характерны наши отношения? Тем, что даже если бы мы свалились в МАРШ как снег на голову — в нем всегда нашлось бы для нас приветствие, экскурсия, событие, возможность задать любые вопросы и получить на них ответы. Со школой МАРШ мы сотрудничаем уже не первый год, московские коллеги делятся с нами своими методиками, курируют некоторые проекты. В этом году таким проектом стал «Бельведер», над которым работали слушатели старших курсов нашей студии. Мы привезли на обсуждение в МАРШ проектные идеи обзорных площадок на реке, во дворе, прямо на площади Ленина, в арке «сталинок» — бельведеры, позволяющие посмотреть в будущее, прошлое, внутрь себя и просто на закат. И еще привезли несколько наметок жилых домов. Послушать экспертное мнение московских коллег — это очень мощный творческий импульс и невероятно полезный опыт для всех нас. В Московской архитектурной школе работают прекрасные преподаватели — вникнуть в существо всех проектов, познакомиться и поспорить с авторами, посмотреть на проблемы шире и глубже, никого не обидеть, задать планку профессиональной эрудиции и этики — это высший пилотаж!

— А потом была Германия?

— Да, Мюнхен и Штутгарт. Это было наше образовательное паломничество по немецким вузам. В Штутгартском университете мы заранее подготовили встречу, за месяц до приезда выслали 30 вопросов, которые нас «могли бы заинтересовать». Чем университет Штутгарта отличается от других? Как проходят защиты? Кто здесь преподаёт? Где работают выпускники? Чем университет гордится больше всего? Профессор архитектуры Райнер Гутри (Rainer Goutrie), который встречал нашу группу в университете, приготовил для нас очень подробную презентацию. Такая открытость свойственна немецкой образовательной системе.

Впечатлило, что в Штутгартском университете проводят много экспериментов с новыми строительными технологиями и материалами. Иногда это очень дорогостоящие эксперименты, но здесь верят, что за этими исследованиями будущее, и не скупятся на их финансирование. Кроме того, профессор Райнер Гутри рассказал, что университет участвует в социальной работе, поскольку архитектура может не только улучшить условия жизни, но и снизить преступность, мотивировать людей к развитию, делать их счастливыми.

Вторым пунктом нашей «экспедиции» был Мюнхенский Технический Университет (ТUМ). Мы приурочили нашу поездку к Дню открытых дверей. Увидели мастерские, аудитории, библиотеку, поднялись на обзорную площадку на его крыше. В этот день мы услышали доклады о том, чему учат архитекторов на 1 — 2 курсах ТUМ, как сюда поступить и что нужно для портфолио. Надо сказать, что портфолио — это «всего лишь» 10 листов А4, поступать можно только два раза в жизни, третьей попытки не существует. Но все образование, все возможности — бесплатные.

— В чем, на ваш взгляд, сильные стороны обучения в вузах Германии?

— Совершенно открытые школы с замечательными специалистами, мощная профессура, обмен кадрами, открытая защита дипломов, возможность учиться сразу в нескольких европейских вузах. Для выпускников германских вузов существуют преимущества при приёме на работу в крупные компании. Кстати, в Германии архитектор — это звание. Его нужно заслужить, и его присваивает специальный экспертный совет. Так что можно отучиться в бакалавриате, магистратуре, работать и процветать, но так и не иметь почётного звания Главного строителя. Ну а как иначе? Престиж профессии. Высочайшее искусство.

— Ваша поездка не ограничилась только знакомством с университетами Германии?

— Конечно, нет! В этой поездке было еще много интересного. Один день мы полностью посвятили экскурсиям. Увидели замок Нойшванштайн и мост Марии, побывали в Церкви на лугу, посетили Бенедектинский монастырь Этталь и Деревню художников. Совершенно удивительные истории. Это стоит показывать студентам, безусловно!

В один из дней было посещение предприятия 3D-Profi в Пфорцхайме, с которым мы уже из Новосибирска установили дружеские отношения и просили выполнить на современном оборудовании клаузурные работы наших ребят по формальной композиции. Нам было интересно посмотреть, как работают 3D-принтеры, но мы не ожидали, что немецкие коллеги приготовят столько подарков. Усталых студентов ждал настоящий баварский ужин, презентация моделей и оборудования, а главное — выполненные на лазерных принтерах их собственные проекты. Ребята сами доставали их из порошка, сами «выдували» в специальных камерах, и надо сказать, равнодушных к этому процессу не оказалось. Думается, что было бы хорошо встречать молодым архитекторам и дизайнерам такую поддержку на родине.

В Мюнхене у ребят были две встречи с нашими земляками — молодыми архитекторами Сашей Куликовым и Катей Рейсбех, которые выпустились в Новосибирске и потом приехали учиться и работать в Германию. Они ответили нам на множество вопросов о немецком образовании и проектировании. Катя рассказала об учёбе в Англии. Интересно, что многие задания из её курса коррелируют с программой МАРШ, они удивительные, и мы готовы их взять на вооружение. Саша Куликов пригласил нас на свой объект, который как раз готовился к сдаче, — детский сад. Здание современное, камерное, очень «продуманное». Помещения прекрасны по пропорциям, материалам и освещению. Окна в пол, пол с подогревом — высокие технологии в действии. На крыше садика — социальное жильё для работников, а за основным объемом — большие перспективы: площадь для дальнейшего строительства. И Саша Куликов, и Катя Рейсбех — очень талантливые молодые люди, веселые, открытые. И вот это качество высокой эмпатии, как мне кажется, является одним из определяющих для успешной ассимиляции на Западе или работы в России.

— Елена Анатольевна, а как вы думаете, есть надежда, что сегодняшние выпускники вашей студии, получив образование в Москве или за рубежом, вернутся в Новосибирск?

— Очень сложный вопрос. Сейчас много нового происходит в Новосибирске. Ситуация меняется к лучшему в плане архитектурного содружества. На мой взгляд, сейчас появляются люди, которые хотели бы, чтобы Новосибирск развивался в области архитектуры и дизайна. Если за то время, пока наши дети учатся за рубежом или в Москве, здесь произойдет нравственный скачок, то, возможно, они и вернутся. Но даже если ребята не вернутся, я думаю, что дистанционно они будут принимать участие в развитии Сибири. У нас нет задачи «заякорить» детей на Новосибирск. Наша стратегия заключается в том, чтобы наши воспитанники смогли реализоваться в профессии и были счастливы, чтобы они хорошо чувствовали себя в общемировом масштабе. И при этом помнили, любили и уважали то место, где они выросли.

В этом году мы с нашими одиннадцатиклассниками сделали проект «Бельведер». Это такой патриотический проект прощального взгляда на город человека, который здесь жил, учился и, скорее всего, скоро покинет. Каждый студент находил в городе место, которое ему нравится, которое ему дорого, с которым его связывают какие-то личные переживания. И он должен был осмыслить, можно ли это место сделать общественным пространством, можно ли его использовать широкой публике. В результате получились очень романтические, личные проекты, которые легли в основу портфолио наших выпускников. Для этого портфолио ребята в конце года писали манифест о своем месте в профессии, в архитектуре, в мире в том числе. Свое будущее они видят не то чтобы неотрывно от родного города, но, конечно, учитывают опыт жизни здесь, в этом городе, в этой городской среде. Думаю, что все лучшее, что их связывает с Новосибирском, они обязательно учтут в дальнейшей жизни.

— А какие интересные проекты были реализованы с ребятами младшего и среднего уровней?

— На самом деле, весь год в студии шла постоянная, порой тихая и незаметная, но важнейшая работа: дети рисовали и занимались живописью, макетировали и моделировали, занимались мультипликацией и керамикой. Шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком у ребят выстраивались знания, профессиональные умения и навыки.

Младшая школа длительное время занималась декорациями, масками, костюмами. Мы много сотрудничали с театрами, в том числе с Новосибирским театром кукол. Наших детей приглашали в театр на премьеры и на «прогоны» спектаклей. В кукольном театре были организованы две выставки с работами наших воспитанников.

Был замечательный коллективный проект «Двор моей мечты» — ребята исследовали новосибирские дворы, и старые советские, и новые современные. Потом мы выбрали два двора, ребята их замерили и стали по-своему планировать, написали список того, что, по их мнению, должно быть в каждом «приличном» дворе, затем коллективно решали, что нужно оставить, чтобы одно не противоречило другому, занимались зонированием, ведь двор — это место для всех жителей, и его нужно спроектировать так, чтобы всем было комфортно. Девизом проекта ребята назначили «Двор — место радости для всех».

Средняя школа работала над грандиозным коллективным проектом коттеджной застройки: несколько внутренних конкурсов ситуаций и планировочных решений на выбранной территории, разработка индивидуальных участков и домиков — это далеко не все этапы работы, результатом которой стали четыре уникальных макета, в которых всё прекрасно: от домашних животных и скамеек на приусадебных участках до грамотных транспортных развязок. Много замечательных объемно-пространственнх композиций, дизайнерских и художественных проектов, материализованных в керамике, разработок шрифтов — исключительно проработанных, изящных, чистых решений — выполнены студентами среднего звена.

По большому счету, все проекты, которые дети сделали за этот учебный год, по-своему интересны, и каждый заслуживает отдельной темы для беседы. 1 июня в ГПНТБ мы открыли большую итоговую выставку, посвящённую разнообразному творчеству наших ребят, — яркую, красочную и необычайно красивую экспозицию, на которой представлены все проекты, сделанные нашими воспитанниками в этом году. Выставка работает все лето, вход на нее свободный. Это наш подарок городу и наш взгляд на его будущее.

[интервью: Татьяна Волкова]

Другие статьи по теме

В архитектурно-художественной студии «Контур» старшеклассники в рамках курса «Проектирование» знакомятся на практике с основами профессии архитектора.

17 января 2019

С 2016 года в студии «Контур» проходят занятия по керамике для взрослых и детей под руководством одного из лучших художников и педагогов Новосибирка Алёны Залуцкой.

23 декабря 2018

Почему детям нужно не только смотреть мультфильмы, но и создавать их самим — рассказывает магистр архитектуры, выпускница театральной школы С.Н. Афанасьева Ульяна Шалыгина.

5 июня 2018