Известный новосибирский архитектор Игорь Поповский провел серию занятий в детской Студии проектного творчества «Контур». В результате уже в конце этого лета на территории Новосибирского планетария появится новый объект, созданный юными архитекторами. В целом же, свой опыт работы с детьми в связке с детскими педагогами Игорь Викторович рассматривает как важный элемент воспитания поколения, способного подарить современным городам невероятное будущее.


Игорь Поповский, архитектор

— Как вы считаете, что дает ребенку такое дополнительное образование?

— Как минимум — художественное воспитание, то есть развитое пространственное мышление и хороший вкус. Если это не в тягость ребенку и если проводится в форме игры, то это один из вариантов развития — такой же, как пение, танцы или литература. Что же касается выбора профессионального пути, то архитектурное образование весьма специфично — в этой сфере очень трудно поступить в вуз без специальной подготовки, понимания пространства и композиции. И даже если человек получил архитектурное образование, он не всегда становится архитектором: многие идут в декоративный дизайн, управление, сферу продаж, потому что деятельность архитектора — это не только радость творчества, но и черная работа, которая занимает 70 % времени работы над проектом. Даже великая Заха Хадид признавалась, что порой с эмоциональным перенапряжением невероятно трудно справиться — помогают только друзья и семья.

Поэтому образовательная площадка, на которой обучение сочетает в себе элементы игры, эксперимента и профессионального подхода, позволяет ребенку прочувствовать и взрыв творческой энергии, и течение рутинной кропотливой работы под руководством преподавателя.

— Игорь Викторович, как началась ваша дружба с детской студией «Контур»?

— С основателем студии Еленой Польской я знаком со студенческой скамьи (она училась курсом младше). Елена является представителем целой династии талантливых архитекторов, ее стремление сделать в студии «Контур» художественную школу, которая имела бы определенное профессиональное звучание в архитектурной деятельности, — естественно. Поэтому, несмотря на то, что я серьезно загружен, мы провели курс из пяти занятий для группы десятилетних ребятишек, а сейчас работаем над реализацией дизайнерского проекта для Новосибирского планетария.

— Расскажите об этом проекте.

— Как архитектор планетария я слежу за его судьбой с самого его рождения и всегда продвигаю хорошие идеи, связанные с этим проектом. А поскольку «Контур» имеет замечательный потенциал, у нас возникла шикарная идея реализовать на территории детско-юношеского астрофизического центра реальный объект, созданный самими детьми. Руководство планетария эту идею поддержало. Нашей целью было создать артефакт, который, являясь элементом ландшафтного дизайна, имел бы также образовательную функцию и служил своеобразным квестом — подобно большим солнечным часам, так привлекающим и взрослых, и детей. В процессе этой работы мы хотим провести ребят через все стадии — от рождения идеи до ее воплощения в жизнь, чтобы они с гордостью могли показывать родителям и друзьям готовый объект. Безусловно, все это делается под руководтвом профессиональных преподавателей, сведущих и в дизайне, и в художественной культуре. Думаю, готовое решение мы увидим уже в конце этого лета.

— Как сложилась работа с младшей группой?

— Лично я получил от нее огромное удовлетворение. Я почти 30 лет преподаю в Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств и еще немного в Сибстрине, поэтому работа со студентами мне знакома, а вот к детям идти было немного страшно (улыбается). Я проводил лекции для школьников на «Будаговских чтениях», но там они несли чисто просветительскую функцию, а тут мне хотелось, чтобы дети включились в процесс и начали сами что-то делать. Поэтому первая лекция вылилась в полноценный курс из пяти занятий, в течение которого я постарался погрузить детей в понятие города как пространственной системы. Суть моего замысла была простая: от образа города в целом мы переходили к его структуре — улицам, проспектам и площадям. Затем к городской застройке, или городской «ткани»: кварталам, дворам, зданиям, их функции. И, наконец, в конце задача усложнялась связующей зеленой структурой города, или благоустройством: скверы, парки, бульвары. Мы сформировали градсовет, я взял на себя роль мэра, другие преподаватели студии «Контур» выступили в роли общественников, часть детей стали экспертами, а остальные были архитекторами, защищавшими свои проекты: дома, улицы, дворы. Все вместе мы решали, как расположить созданные ребятами объекты в нашем городе: как пройдут улицы, где будет главная городская площадь, как вписать в инфраструктуру детские сады, школы — и так далее. Это была игра на развитие пространственного мышления и одновременно — на понимание того, как устроен город, что нужно его жителям.

— Каким город должен быть, по мнению детей?

— Опираясь на собственное мнение, приводя в пример образцы, которые они видели в путешествиях или о которых слышали от родителей, они пришли к выводу, что город может быть разным, и я считаю это верным: современный мегаполис не может быть одинаковым — он должен отвечать требованиям разных социальных групп. Честно говоря, я даже не ожидал, что сумеют так хорошо договориться между собой. Несмотря на то, что они не всегда идут на компромисс и могут вполне компетентно защищать свою точку зрения, они умеют слушать и, в отличие от взрослых, признавать, что чего-то не знают. Это убедило меня в том, что у наших городов есть будущее — вот эти дети, потому что умение договариваться лежит в основе управления городом. И, вы знаете, мы могли бы поучиться у них этому умению.

— Одно из своих занятий вы посвятили экоархитектуре. Почему?

— Когда мы с детьми закончили строить наш город и разработали план озеленения, я показал им современные зеленые технологии — дома, которые сами по себе являются городским ландшафтом. Я специально выбрал такие объекты, которые заставили бы их восхищенно вздохнуть и вдохновиться на то, чтобы сделать что-то свое. И они не только сделали, но и защитили. Должен сказать, что защита была весьма компетентной — по сторонам света они располагали объекты даже лучше, чем студенты, создавая наилучшие условия для жизни людей, предусматривая дальнейшее развитие города. В целом же я думаю, что зеленая архитектура — это то, что ждет нас в будущем. Причем это будет не игра в экологию, а преобразование города в такое пространство, из которого даже не нужно будет уезжать на дачу. Поскольку я сам живу в таком пространстве, то понимаю, что это возможно для всех — конечно, не сейчас, а через 50 или 100 лет. Но ведь даже для такого артефакта, как Париж, с его классическими бульварами и каменными стенами уже разработана концепция «зеленый Париж — 2050», а значит — это будущее, к которому нужно стремиться и посвящать в это детей.

— Чтобы им было, о чем мечтать?

— Конечно! Если каждый день взрослые говорят о том, что город плохой, то вырастает поколение, которое отворачивается от города. А если мы покажем детям, что будущее есть и что в нем есть место эксперименту и неожиданным решениям, то мы получим совсем другого горожанина. Да, этот гражданин будет пытливым и требовательным, и управлению города надо будет его слушать, с ним надо будет договариваться. Но именно этим он интересен, потому что будет приносить городу реальную пользу. Это и есть осмысленный подход к своей свободе и свободе другого человека, это и есть воспитание. Поэтому фактически через эту работу мы воспитываем ребенка как горожанина, как человека и как творца, который может преобразовать мир к лучшему.

[интервью: Марина Азанова]

Другие статьи по теме

Детской студии проектного творчества «Контур» в этом году исполнилось три года. О главных событиях прошедшего учебного года — в интервью с основателем студии Еленой Польской.


14 августа 2019

В архитектурно-художественной студии «Контур» старшеклассники в рамках курса «Проектирование» знакомятся на практике с основами профессии архитектора.

17 января 2019

С 2016 года в студии «Контур» проходят занятия по керамике для взрослых и детей под руководством одного из лучших художников и педагогов Новосибирка Алёны Залуцкой.

23 декабря 2018