В архитектурно-художественной студии «Контур» открылась детская студия мультипликации. Почему детям нужно не только смотреть мультфильмы, но и создавать их самим — рассказывает магистр архитектуры, выпускница театральной школы С.Н. Афанасьева и мультипликатор по призванию Ульяна Шалыгина.

Ульяна Шалыгина, магистр архитектуры, выпускница театральной школы С.Н. Афанасьева

— Ульяна, почему вы выбрали такую редкую и необычную профессию, как мультипликатор?

— По образованию я вовсе не мультипликатор, а архитектор — выпускница Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. Но, кажется, сама жизнь с детства вела меня по другому пути. Конечно, когда я была совсем маленькой, то, как и все дети, обожала смотреть мультики. А в 12 лет со мной произошел удивительный случай: однажды мы с мамой ожидали посадки в московском аэропорту, и с нами разговорился пожилой мужчина. Он оказался интересным собеседником, а в конце сказал, что летит в Санкт-Петербург, чтобы подписать договор о создании мультика про каких-то круглых зверей. Примерно через полгода я увидела по телевизору мультфильм «Смешарики», а потом узнала, что в аэропорту мы с мамой разговаривали с одним из руководителей этого проекта. Повзрослев, я на год уехала в Санкт-Петербург и чуть было не устроилась работать в студию анимационного кино «Мельница», которая сняла серию мультфильмов про Ивана Царевича и проект «Три богатыря». В последний момент я испугалась, решив, что моих художественных навыков недостаточно для творческого коллектива такого уровня. Но, вернувшись в Новосибирск, поняла, что боялась зря, и твердо решила, что после учебы в университете я займусь мультипликацией. Около четырех лет я занималась с детьми в одном из городских центров детского развития.

А с октября 2017 года я преподаю мультипликацию в архитектурно-художественной студии «Контур» под руководством Елены Анатольевны Польской.


— Какие способности и навыки развивают у ребенка занятия мультипликацией?

— Этот вопрос чаще всего задают родители, приводя детей на занятия. На самом деле, анимационная деятельность включает множество специальностей: сценарист, художник, декоратор, звукорежиссер, оператор, монтажер — и так далее. Поэтому, попадая в процесс создания мультфильма, ребенок учится создавать новый мир, создавать и менять сценарии, придумывать персонажей и вместе с ними проживать те или иные события. Для будущих архитекторов и дизайнеров это очень важно, ведь им тоже предстоит создавать уникальную городскую среду для совершенно разных людей, характер, желание и потребности которых нужно учитывать. Кроме того, съемка мультипликационного фильма — это командная работа. А тем, кто в будущем выберет для себя профессию архитектора, просто необходимо научиться как работать в команде, так и руководить ей. Приятно наблюдать, как на наших занятиях дети берутся за дело как единый механизм: на ходу подхватывают и развивают идеи, помогают друг другу, стараются что-то исправить, сделать лучше. В старшей группе, где занимаются дети 10 — 13 лет, уже видно, к какому виду деятельности расположен каждый из них: кто-то руководит всем процессом, кто-то увлеченно работает с техникой, кто-то следит за светом и тенями, а кто-то с удовольствием создает облик персонажей. И что самое важное, все они понимают, что мультипликация — довольно долгий процесс, и чтобы получилось что-то серьезное и значительное, нужно всем вместе поработать не одну неделю, а может быть, и не один месяц. Для современных детей, не расстающихся с гаджетами и привыкших получать мгновенный результат, терпение и умение преодолевать кризисы, которые неизбежно возникают во время командной работы, — это очень важные навыки. Иногда я вижу, как дети расстраиваются — кто-то может все бросить и уйти, но почти всегда возвращается, и следующий проект получается быстрее, лучше, легче.

— В каких техниках работают дети?

— С малышами 6 — 8 лет мы начали с кукольной анимации — делали наших персонажей из пластилина. И это был просто замечательный опыт, потому что из пластилина дети могут слепить все что угодно. Сейчас приступили к плоской анимации: работаем с картонными куклами в перекладной технике. Старшая группа эти техники уже освоила, и сейчас мне хочется попробовать с ними рисованную анимацию. С точки зрения технического исполнения она сложнее, так как сначала нам с ребятами нужно изучить, как двигаются одушевленные персонажи. Это огромный пласт новых знаний: например, во ВГИКе на факультете анимации анатомической пластике и мимике уделена значительная часть программы, ведь движение — это основа мультфильма. Вспомните, как рисовали их зайчиков и белочек Дисней или Хитрук. Они улавливали каждую деталь: как поднимаются лапки, как вздымается грудка, движется хвостик и даже кисточки на ушах — каждое движение тщательно прорисовывается, и только тогда персонаж со своим уникальным характером по-настоящему оживает.

— А кто придумывает сюжет и персонажей для ваших мультфильмов?

— Обычно я задаю ребятам тему, а они придумывают сюжет. Недавно мы прорабатывали тему «Деревня и город». У старшей и младшей группы получились два совершенно разных мультика, и каждый по-своему уникален. Если малышам более интересно, каковы предметы на ощупь, как они живут и двигаются в той или иной среде, то старшие уже больше сосредоточены на характере и мотивации персонажей. Кроме того, мы с ними много разговаривали о том, чем деревня отличается от города. Многие почему-то считали, что в деревне жить плохо, и тогда мы по пунктам расписали особенности жизни в городе и в сельской местности: ландшафт, архитектура, транспорт, одежда, питание. Стоит ли говорить, какое огромное значение это имеет для будущих архитекторов, которые должны понимать, как работать в той или иной среде, учитывая особенности природы, климата, культуры, образования и так далее.

— Наверное, первыми зрителями мультфильмов становятся родители?

— Конечно. Дети из младшей группы после каждого занятия с восторгом кричат: «Мама, мама, посмотри, что я сегодня снял!». А старшие предпочитают показывать уже готовый результат, поэтому родители чаще всего тихонько стоят в проеме и наблюдают, как дети творят что-то волшебное. И мне кажется, что дети порой сами не осознают, насколько хороши их работы. Это настолько классно, что в следующем году я хочу попробовать сделать с ними конкурсную работу для Новосибирского фестиваля мультипликационного кино «Жар-птица».

— Кто-нибудь из ребят уже говорил вам, что хочет стать мультипликатором?

— Конечно. Старшие мальчишки даже возмущаются, почему я не даю им компьютерную графику — многие уверены, что за ней будущее. Это, безусловно, интереснейшее направление. Но мне хотелось бы, чтобы прежде чем погрузиться в современные технологии, дети прочувствовали магию ручной анимации. Тем более что в студии «Контур» есть другие замечательные преподаватели, которые помогают развивать детям различные техники рисования. Безусловно, снятые кадры так же обрабатываются в компьютере, и мультфильм полностью собирается с помощью специальной программы, но все-таки присутствие человека в рисованной или кукольной анимации чувствуется всегда — это совсем другие эмоции, другой воздух, другая жизнь. Такой мультфильм может создаваться годами. Например, Тим Бёртон снимал кукольный мультфильм «Труп невесты» 10 лет, но эту его работу знает весь мир, и никакие компьютерные спецэффекты не заменят той души, которую автор вложил в эту удивительную сказку. Я уже не говорю о невероятных работах великого Юрия Норштейна, чей «Ёжик в тумане», если вы помните, был признан критиками лучшим мультфильмом всех времен и народов.

— Наверное, чтобы создавать такие мультфильмы, в душе нужно всегда оставаться ребенком?

— Это правда. Все аниматоры, которые что-то привнесли в это молодое искусство (ведь ему едва ли более 100 лет), в душе всегда были детьми и не боялись выглядеть смешно или глупо. Уолт Дисней создал свой сказочный «Диснейленд», потому что сам очень мечтал и о сказочном замке Золушки, и о паровозиках, на которых так здорово кататься и взрослым, и детям. А один из основоположников российской анимации Иван Петрович Иванов-Вано даже в 80 лет сохранял умение искренне, по-детски радоваться каждой мелочи. Все-таки взрослые слишком серьезны. Как говорил Маленький принц, они все время думают о цифрах, но так редко говорят о главном — о настоящей дружбе, о красоте, о любви. А дети умеют любить, мечтать, искренне смеяться, поэтому создают самые чудесные сказки, которые украшают нашу жизнь.

[интервью: Марина Азанова; фото: Елена Садакова]

Другие статьи по теме

В архитектурно-художественной студии «Контур» старшеклассники в рамках курса «Проектирование» знакомятся на практике с основами профессии архитектора.

17 января 2019

С 2016 года в студии «Контур» проходят занятия по керамике для взрослых и детей под руководством одного из лучших художников и педагогов Новосибирка Алёны Залуцкой.

23 декабря 2018

Директор Московской Архитектурной Школы Никита Токарев о последних тенденциях мировой архитектуры и о том, почему будущим студентам школы МАРШ стоит запастись терпением и оптимизмом.

15 декабря 2017