Детская студия проектного творчества «Контур» — это уникальная образовательная площадка, где лучшие архитекторы, дизайнеры и художники воспитывают поколение специалистов, которое придет им на смену. Каким оно будет — зависит буквально от каждого, кто относит себя к культурному сообществу Новосибирска, считает директор студии «Контур» Елена Польская.

Елена Польская, руководитель студии «Контур»

— Елена Анатольевна, что представляет собой студия проектного творчества?

— Это школа, где обучаются более 300 детей от 4 до 16 лет, с которыми работают 12 педагогов, ассистенты, лаборанты, приглашенные специалисты. Программа Студии направлена на развитие творческого воображения, образного мышления, формирование базы знаний и компетенций в области изобразительного и проектного творчества, архитектурно-художественного профессионального восприятия окружающей среды.

— Воспитываете будущих архитекторов?

— Я бы сказала, что мы воспитываем личность. Глубоко занимаясь чем-либо, в том числе проектированием, человек затрагивает все сферы деятельности: культуру, историю, науку. Поэтому молодые люди, которые выйдут из студии проектного творчества «Контур», будут широко осведомлены о самых разных предметах и смогут подключаться к любой стороне общественной жизни, облагораживая ее. Более того, нам бы хотелось, чтобы эта молодежь закрепилась в Новосибирске и влилась в сообщество архитекторов, дизайнеров и художников.

— Как этого добиться, когда столица предлагает гораздо больше возможностей?

— А вот это уже — задача взрослых, которые должны передать подрастающему поколению устойчивый интерес к месту, предмету, идее. К счастью, нам удалось собрать под крышей студии «Контур» потрясающих педагогов, и мы, конечно, выходим за рамки наших классов, чтобы показать студентам лучших мастеров Новосибирска. В этом учебном году мы запустили новый предмет «Работа в материале», наши дети один раз в неделю работают в профессиональных мастерских рядом с настоящими взрослыми художниками и дизайнерами. Открыла двери керамическая мастерская Алены Залуцкой «База», студия дизайна и декора Ольги Таировой «Белый Slon». Лекции и мастер-классы проводит архитектор Игорь Поповский, в один из проектов приглашен экспертом Антон Кабаков. Изумительная художница Зося Леутина из студии «Белый Slon» ведет курс линогравюры и — на базе нашей студии — занятия по наброскам, совершенно бесплатно для всех желающих. Мы бы хотели, чтобы это профессиональное сообщество вокруг нашей студии становилось шире и масштабнее.

— Вероятно, обучение у тех педагогов, которых вы перечислили, стоит дорого?

— Пять тысяч восемьсот рублей в месяц — в эту сумму включены трехчасовые занятия три раза в неделю, расходные материалы, выездные занятия и так далее. Учитывая, что индивидуальный мастеркласс у некоторых педагогов стоит от двух тысяч рублей в час, я считаю, что с нами они работают почти бесплатно. Поскольку среди родителей наших учеников много художников, архитекторов и дизайнеров, они понимают, насколько доступно и качественно образование в студии «Контур», поэтому из некоторых семей у нас учатся по двоетрое детей: например, 4, 10 и 16 лет.

— И что же их ждет после того, как им исполнится 16 лет?

— К сожалению, наш город пока не может предложить им продолжить архитектурное образование на высоком уровне. Поэтому мы, со своей стороны, думаем о будущем наших учеников и расширяем связи в России и за ее пределами. Например, в марте этого года мы подписали Соглашение о сотрудничестве с архитектурной школой «МАРШ», включенной в структуру британской академии архитектуры и дизайна LONDON METROPOLITAN UNIVERSITY. Недавно мы вывозили группу подростков для знакомства с этой школой, прохождения мастер-класса и презентации Портфолио-скул, преподаватели школы «МАРШ» также приезжали к нам в «Контур», обучали детей, наши педагоги сейчас проходят онлайн стажировку. Таким образом, у нас есть старшие партнеры, на которых наши студенты могут ориентироваться в будущем. В эту же структуру входит центр дизайна «Artplay» в Москве — более 100 000 м2 современного искусства на одной территории. Мы посещали его в дни нашей московской сессии, и он произвел на ребят огромное впечатление. Я же считаю, что будущие архитекторы должны видеть еще больше: Италию, Грецию, Японию, Швейцарию... все разнообразие мировой архитектуры, чтобы создавать по-настоящему красивые современные объекты. Но они должны также знать историю своего края, любить его и вносить свой вклад в его развитие. Кроме школы «МАРШ» мы планируем установить связи и готовить ребят для посткпления в российские дизайнерские и художественные ВУЗы, хотя бы для прохождения в них бакалавриата.

— А на архитектуру какого рода вы их ориентируете, что служит образцом — современность, классика?

— Экология жизни. Мой отец был академиком архитектуры, так вот, он всегда говорил, что хорошая архитектура незаметна, как хорошая одежда или обувь, — в ней настолько комфортно, что вы ее не ощущаете. Все, что мы делаем, должно быть очень органично, красиво и уместно — должно служить человеку. Архитекторы — величайшие дирижеры жизни, ведь архитектура незаметно, но весьма сильно влияет на каждого из нас. Поэтому воспитание архитектора — в первую очередь, воспитание гражданина. В этом смысле мне близка позиция Игоря Поповского, который на одном из занятий сказал нашим ученикам: «Я вообще не умел рисовать, но мне очень хотелось что-то сделать для города». Мне кажется, что такая гражданская мотивация вполне может быть двигателем развития личности и способствовать профессиональной реализации человека.

— Но ваши-то рисовать умеют!

— Учатся. Мы посвящаем живописи, графике, работе в материале 6 часов в неделю из 9, так как люди, способные изображать свои идеи, более успешны в профессии. Вообще, мы очень ориентированы на качественное образование. Нам мало тех часов, которые дети проводят в Студии, поэтому дополнительно открыт ежедневный скетч-клуб. Все время, пока дети работают, рядом с ними находится педагог, заинтересованный в своих студентах и увлеченный своим предметом. И если раньше мы собирали смартфоны в тазик, чтобы дети на них не отвлекались, то теперь зависать в соцсетях во время занятий у нас просто не модно. Все-таки творческое общение насыщает человека гораздо полнее, чем любые материальные удовольствия, и это важно почувствовать именно в детстве. Чем раньше, тем лучше!

— Расскажите о вашем совместном проекте с ДОУ «Планетарий».

— Руководитель новосибирского ДОУ «Планетарий» Сергей Масликов дал нашим ученикам возможность запроектировать и построить под руководством специалистов студии «Белый Slon» и группы архитекторов, возглавляемой Игорем Поповским, арт-объекты, вписанные в общий архитектурный ансамбль центра. Это большая, позитивная и посильная задача, как раз из тех, что подросток уже должен решать. В старте проекта приняли участие более 50 студентов — гораздо больше, чем мы ожидали. Видимо, ребятам необходимо, чтобы то, на что они тратят силы, имело результат, было заметно. И мы надеемся, что их реальный вклад в городскую среду многому их научит. В первую очередь, командному духу, цеховому братству и уважению к коллегам, которые уже что-то построили на этой земле.

— Елена Анатольевна, государство как-то поддерживает ваши инициативы?

— Я думаю, государственная поддержка будет для нас следующим шагом. Пока же все наши проекты мы реализуем сами — в меру наших сил и финансовых возможностей. У нас постоянно проходят выставки детского творчества в Филармонии, Министерстве культуры НСО, Областной научной библиотеке, Городском художественном музее, Театре кукол, ГПНТБ — мы заботимся о том, чтобы детские работы украшали город. Скоро начнется Летняя школа, пленэр, мы обязательно еще поедем в Москву — спасибо педагогам и родителям, которые поддерживают все наши начинания и разделяют наши ценности. Но я думаю, что культурное сообщество нашего города могло бы сделать для детей еще более масштабный проект — такой же, как «Artplay» в Москве. Почему бы не превратить один из городских лофтов в архитектурно-дизайнерский центр, под крышей которого имела бы честь находиться и наша студия. Все лучшее, живое и успешное, что есть в нашем городе в области архитектуры, дизайна, художеств могло бы быть объединено в современный образовательный проект и передано следующему поколению. Сейчас у нас обучаются триста детей, и мы готовы принять в два раза больше — это уже огромная аудитория, которая может обучаться на одной площадке с профессионалами и использовать их опыт и знания. Более того — это наши будущие кадры, которые совсем скоро придут работать в существующие дизайн-студии и архитектурные бюро и будут формировать облик Новосибирска. Я считаю, что наш общий долг — объединить силы и сделать большое чудесное дело для города, в котором мы живем.


[интервью: Марина Азанова]

Другие статьи по теме

Детской студии проектного творчества «Контур» в этом году исполнилось три года. О главных событиях прошедшего учебного года — в интервью с основателем студии Еленой Польской.


14 августа 2019

В архитектурно-художественной студии «Контур» старшеклассники в рамках курса «Проектирование» знакомятся на практике с основами профессии архитектора.

17 января 2019

С 2016 года в студии «Контур» проходят занятия по керамике для взрослых и детей под руководством одного из лучших художников и педагогов Новосибирка Алёны Залуцкой.

23 декабря 2018