С 2016 года в студии проектного творчества «Контур» проходят занятия по керамике для взрослых и детей под руководством одного из лучших художников и педагогов Новосибирка Алёны Залуцкой. Алёна Залуцкая — новосибирский художник, керамист, скульптор, член Союза художников России. Ее работы находятся в государственных художественных музеях России, а также в частных коллекциях — в нашей стране и за рубежом. Лауреат и дипломант более чем 40 региональных, всероссийских и международных выставок и фестивалей. Преподаватель с 20­летним стажем, с 1997 по 2013 год — доцент кафедры МДИ НГУАДИ. В настоящий момент руководит художественной мастерской «База», преподает в студии проектного творчества «Контур».

Алёна Залуцкая, художник, керамист, скульптор, член Союза художников России

— Алёна, чем современным детям интересны занятия таким древним искусством, как керамика?

— Несмотря на то что история керамики насчитывает более 20 тысяч лет, с тех пор технология изготовления керамических изделий мало изменилась (разве что вместо дровяных печей сегодня используются электропечи), трудно назвать другой природный материал, который сегодня присутствовал бы в нашей жизни в большем количестве, чем основа керамической массы — глинозем. Первый материал, с которым мы встречаемся, умываясь по утрам, — сантехника из керамики. Мы едим и пьем из керамической посуды, живем в кирпичных домах, и даже изоляторы для электропроводки часто сделаны из керамики. Поэтому изучение ребенком культуры этого материала необходимо для организации вдумчивого и последовательного отношения к предметному миру, который его окружает.

— В каком возрасте рекомендуется заниматься керамикой?

— Буквально с рождения и до бесконечности. Когда мой сын был грудным ребенком, он играл с глиной, которая, конечно, была приятнее и интереснее, чем пластилин или синтетические материалы. В архитектурно-художественной студии «Контур» мы занимаемся с ребятишками с 6 лет. Часть занятий проходит в «Контуре», часть — в моей художественной мастерской «База», полностью оснащенной для производства керамических изделий. Такое оборудование на сегодня стоит около 1,5 — 2 миллионов рублей, и немногие студии могут себе его позволить. В перспективе мы хотели бы более широко развить декоративно-прикладное направление на базе «Контура», так как внутри архитектуры и художественного искусства есть очень много специализаций, и, например, занятия керамикой помогают понять, к чему именно склонен ребенок. В 10 — 11 лет уже видно, у кого лучше развито объемно-пространственное мышление, а кто лучше «читает» поверхность материала — если вовремя уловить и развить эти навыки, то через 10 — 15 лет мы получим очень приличного архитектора или дизайнера. Со взрослыми мы тоже занимаемся — сейчас я веду группу из восьми человек, которым керамика помогает консолидировать свой творческий потенциал, развивать воображение и оттачивать навыки, необходимые в основной профессии.

— Как часто проходят занятия?

— Мы встречаемся один раз в неделю, каждое занятие длится три академических часа.

— Что включает в себя и как строится программа обучения?

— Системное образование в формате классической художественной школы в «Контуре» дается с 10 до 16 лет. До этого мы занимаемся общим развитием, которые охватывают многие сферы жизни каждого человека. С 6 лет ребенок погружается в технологию художественной керамики: знакомится с материалами, осваивает инструменты, изучает технику безопасности. Мы учимся работать с ножом и ножницами, молотком и строительным пистолетом. Это очень важно даже с точки зрения бытовой адаптации. Сегодня родители стараются максимально оградить детей от домашних дел, и в итоге вполне взрослые мальчишки не знают, как держать молоток. А как человек может познать мир, если он не умеет ничего делать руками? Мы учимся не бояться инструментов: я объясняю, как взять в руки нож или стек и как обращаться с колюще-режущими предметами не как с врагами, а как с помощниками. Правда, к печи детей мы не подпускаем — температура в работающем горне достигает 1200 градусов, поэтому печное помещение всегда закрыто, а обжиг чаще всего идет ночью. В остальном — даже такие элементарные вещи, как организация рабочего пространства, привычка вытереть после себя стол и убрать вещи — тоже очень полезны для воспитания.

— Можно ли сказать, что в это время в игровой форме дети уже постигают основы архитектурно-проектной работы?

— Безусловно. Задумывая с ребятами новый проект, мы сначала готовим эскизы, и в этом смысле преподаватели архитектурно-проектной студии «Контур» мне очень помогают: дети с их занятий приходят уже подготовленными — различают форматы бумаги, умеют пользоваться карандашами и маркерами. Так что можно сказать, что это не я готовлю молодые кадры для «Контура», а «Контур» для меня (улыбается). Потом мы учимся работать на плоскости и постепенно выходим на объем. Параллельно мы изучаем различные техники работы с глиной — например, жгутование, это древнейшая техника, которая учит работать буквально «на кончиках пальцев», причем то правой, то левой рукой, развивая оба полушария мозга. Начиная работать с трехмерным пространством, мы говорим о пропорциях, соразмерности, масштабе, после чего переходим к ансамблю — созданию группы предметов, где объекты делятся на главные и второстепенные, взаимодействуют между собой и с окружающей средой. Так простыми словами мы говорим о сложных вещах. Кроме того, у нас есть занятия по истории бытовой культуры и декоративноприкладному искусству разных стран и эпох — мы вместе читаем книги из нашей библиотеки. А иногда даже поем или учимся этикету, потому что керамика — труд коллективный, и в нем очень важно уметь услышать друг друга, вовремя уступить, помочь. И это приносит свои плоды: родители отмечают, что после занятий дети становятся совсем другими.

— Сейчас в мастерской играет музыка. Она играет и во время занятий?

— Да, дети работают под Баха, Монтеверди, Чайковского, очень любят этнические мелодии. Ребятам постарше я иногда включаю Pink Floyd или Led Zeppelin. Художник — это ведь не тот, кто просто красиво и хорошо рисует. Художник — это мыслитель, философ, и необходимый для этого кругозор нужно развивать с детства.

— Как меняется подход к обучению, когда ребенку исполняется 10 лет?

— С этого времени начинается системное образование, которое также включает в себя основы композиции в плоскости и пространстве через язык керамики — форму, структуру и цвет, но уже на другом, более сложном уровне. Керамика — это тот удивительный материал, который дарит ребенку понимание того, что он — творец, что он может создавать любой мир и любые предметы в нем. Причем предметы эти могут жить тысячелетия — этим керамика отличается от бумаги или пластилина, из которых можно создать макет или модель, но не готовый продукт. Здесь же дети — проектировщики, художники и мастера одновременно. Они учатся переводить предмет из плоскости в пространство, узнают, что такое декоративная функция в искусстве, что такое простые и локальные цвета, цветовые контрасты. Причем цвет они изучают в работе с ангобами — специальными красками, меняющими цвет при обжиге, так что ребенку нужно уметь заранее прогнозировать готовый результат. Кроме того, мы занимаемся основами скульптуры: как объемно-пространственным моделированием, так и созданием рельефов — сложнейшим искусством, в котором очень правильно поднять высоты так, чтобы объемная вещь без искажений работала на плоской стене.

 По сути, это и есть система базовых знаний, необходимых любому дизайнеру или архитектору?

— Да, и в этой системе внятного и качественного художественного образования «Контуру», на мой взгляд, нет равных в Новосибирске. Для меня это серьезнейший аргумент, потому что искусство, наука и познание мира — это моя религия, то, чему я служу. В «Контуре» собралась великолепная команда преподавателей, вместе с которыми мы работаем с большим объемом профессиональных знаний, накопленных нами ранее. Более того, мы всегда стараемся показать нашим ученикам ценность их работы — представляем их работы на фестивалях и выставках, радуемся их победам и гордимся ими. Мы понимаем, что эти дети уже через несколько лет будут создавать окружающую нас среду. Это будущие архитекторы, дизайнеры, художники, да и просто культурные, образованные и развитые горожане, которым предстоит двигать вперед наше общество.

[интервью: Марина Азанова; фото: Елена Садакова]

Другие статьи по теме

В архитектурно-художественной студии «Контур» старшеклассники в рамках курса «Проектирование» знакомятся на практике с основами профессии архитектора.

17 января 2019

Почему детям нужно не только смотреть мультфильмы, но и создавать их самим — рассказывает магистр архитектуры, выпускница театральной школы С.Н. Афанасьева Ульяна Шалыгина.

5 июня 2018

Директор Московской Архитектурной Школы Никита Токарев о последних тенденциях мировой архитектуры и о том, почему будущим студентам школы МАРШ стоит запастись терпением и оптимизмом.

15 декабря 2017