Статьи Арт-проект

designREANIMATION

Специально для Летнего фестиваля дизайна, который проходил в Новосибирске в начале июля, журнал «Современный интерьер» придумал проект «designREANIMATION», предложив известным архитекторам, дизайнерам и декораторам реанимировать полтора десятка винтажных предметов. Мы извлекли с чердаков и из кладовок старые, вышедшие из употребления столы, комоды, стулья, табуретки и отдали их в руки профессионалов. Поддержавшая нашу идею компания «Краски Тиккурила» обеспечила дизайн-реаниматоров грунтовками, лаками, красками и лазурями финского концерна «Tikkurila», а мы предоставили им полную свободу для творческих экспериментов. Через пару недель нам вернули наши предметы в виде декоративных шедевров. Искренне довольные результатом, мы не могли не разделить эстетический восторг с читателями «Современного интерьера» и опубликовали галерею красивых вещей на страницах журнала.

Стул «32062007»
Архитекторы Наталья Наталья Говор Архитектор и Анастасия Говор Анастасия Говор Архитектор , «Интерьер-Студия»

Этот простой стул — как привет из советского прошлого нашей страны. Лет тридцать назад таких было легион. Архитекторы «Интерьер-Студии» не стали красить предмет в модные цвета, а сделали ироничный образ — тюремный стул.

Мы сняли сиденье и выкрасили каркас стула в черный цвет. В таком виде он приобрел слишком интеллигентный вид. А нам нужен был эффект потрепанности. Пришлось немного подшкурить каркас. Из простых металлических прутьев художник по металлу Всеволод Пикулик сварил решетку — для сиденья. Потом из полосатой ткани мы сшили мешок и наполнили его горохом. Как ни странно, на таком гороховом мешке очень удобно сидеть, а в голодное время горох можно просто съесть! Черная гиря, прикованная к стулу цепью, — еще один знаковый элемент. Гирю сделали из папье‑маше и связали ее со стулом тяжелой цепью из металла.

Анастасия Говор

Комод «Аквилегии»
Декораторы мастерской «Белый SLON» Зося Леутина, Ольга Таирова, Олег Ткаченко, Анна Гуляева, Наталья Юдаева, Янина Болдырева

Этот старый комод появился на свет в начале прошлого века. Его передавали друг другу по наследству разные поколения одной семьи. Простая вещь, удобная в быту, постепенно стала скромным семейным раритетом. После того как над обликом комода потрудились декораторы мастерской «Белый SLON», он так преобразился, что превратился в культурный раритет.

Этот комод нам сразу понравился. Он из той категории вещей, которые напоминают о детстве и об обстановке домов наших бабушек. Кто-то когда-то его выкрасил масляной краской в темно-коричневый цвет. Нам захотелось радикально изменить его облик и сделать светлее. Сначала мы сняли слой старой краски и покрасили комод акриловой краской «Мааларин валколакка» в цвет слоновой кости, потом серым и черным тонами расписали весь комод орнаментом в стиле модерн: крупными графичными цветами — аквилегиями. Затем покрыли специальным составом с эффектом крокелюра (мелкие трещинки, состаренный вид), следом нанесли морилку черного оттенка (наш авторский состав), а в качестве финишного слоя использовали алкидное золото «Миранол» для эффекта патины. Два верхних ящика комода украсили мозаикой, ручки выкрасили золотой эмалью.

Зося Леутина

Стул «Венский гламур»
Дизайнер Елена Фрадкина

Возраст этого элегантного венского стула никому не известен, равно как и обстоятельства происхождения. В Новосибирск его привезли из Томска, где он обитал в одной из студий звукозаписи. За работу по реанимации стула взялась Елена Фрадкина. Сохранив все достоинства предмета, дизайнер добавила ему экстравагантных черт. Так стул из просто благородной превратился в эффектную вещь.

Я в восторге от венских стульев. По‑моему, их форма совершенна. Все, что я сделала с этим стулом, — выкрасила черной краской, просто чтобы освежить его родной цвет. В качестве украшения использовала полиуретановый декор, который покрасила в розовый цвет, а также натуральный мех, выкрашенный тоже в розовый — им я декорировала спинку стула. Поскольку каждая вещь существует в каком-то контексте, я решила создать для этого стула подходящий антураж. Из гипсокартона соорудила две угловых стены, обклеила их глянцевой пленкой и украсила бабочками.

Елена Фрадкина

Божественный стул
Архитекторы Наталья Наталья Говор Архитектор и Анастасия Говор Анастасия Говор Архитектор , «Интерьер-Студия»

Старый школьный стул много лет простоял в классе одной из новосибирских школ. Архитекторы «Интерьер-Студии» решили, что у этого рядового предмета, как у всего на Земле, — божественная суть, и возродили старую вещь в подобающем образе.

Мы сознательно не стали красить стул, а просто отвинтили спинку, потом из полиуретанового белого пластика вырезали два крыла, прикрепили их к металлическому каркасу шурупами, сшили из белого искусственного меха чехол для сиденья, а из металлического прута соорудили подобие нимба. Каждый, кто хочет ощутить себя ангелом, сидящим на облаке, может присесть на стул. Впрочем, даже без человека этот стул выглядит как ангел.

Анастасия Говор

Весенний стол
Архитектор Елена Черных Елена Черных Архитектор

Сначала этот стол, сделанный из массива бука, много лет существовал в обстановке рабочего кабинета одного из новосибирских НИИ. Потом переехал в квартиру молодой семьи и служил письменным столом. Архитектор Елена Черных решила поселить этот предмет на природе и сделала обеденный стол для дачи.

Когда я увидела этот стол, он показался мне очень трогательным: хорошая форма, прекрасный материал, из которого он сделан. И все же чего-то этому предмету явно не хватало. Чтобы подчеркнуть его натуральное происхождение, природность и естественность, я осветлила поверхность стола, покрыв его белым колерованным лаком. Затем методом трафаретной графики нарисовала ветки на столешнице и царгах, потом еще раз обработала весь стол лаком, чтобы получить патинированный эффект. В столешнице сделала отверстие для небольшой вазы или стакана. Если этот стол использовать как обеденный, в вазу можно ставить цветы. Если как письменный — в стакане удобно хранить ручки и карандаши.

Елена Черных

Стул «Прованс»
Архитекторы Олег Каплан, Ирина Федорова, Михаил Федоров, студия «DECORROOM»

У этого милого стула женственной формы скромная история. Десять лет назад его купили в обычном салоне вместе с тремя такими же стульями и обеденным столом. Постепенно все участники мебельного ансамбля вышли из строя, остался только этот стул, последние пару лет просуществовавший в абсолютном одиночестве на балконе новосибирской квартиры. Участие в проекте «designREANIMATION» круто изменило судьбу предмета. Архитекторы, потрудившиеся над его обликом, перевели его в разряд актуальных и модных вещей.

Нам очень понравилась форма стула. Первые ассоциации — кантри или французский прованс. Решили выполнить декорирование в изящном и романтическом стиле прованс. Чтобы добавить стулу винтажности, мы подшкурили покрытие каркаса и покрыли его серебристой краской «Тайка». Гобеленовую цветастую обивку заменили на полосатый французский шинил. Точеные детали выкрасили бронзовым воском. Им же нарисовали орнамент на спинке стула.

Ирина Федорова

Чайный столик
Дизайнер Андрей Шемонаев Андрей Шемонаев Архитектор

Ничем не выдающийся и мало выразительный столик практически сразу после покупки прописался на антресолях одной из новосибирских квартир. По причине плохого дизайна он не прижился в интерьере своих владельцев. Андрей Шемонаев исправил все ошибки производителя и довел столик до конструктивного и эстетического совершенства.

Крестообразное основание этого стола показалось мне слишком банальным, а сам столик излишне высоким. Поэтому я заменил прежнее основание на куб, который выполнил из поликарбонатных пластин молочного цвета. Внутри куба разместил лампу, так что столик получился с подсветкой. Квадратная столешница, шпонированная дубом, оказалась абсолютно идеальной по форме. Требовалась лишь выразительная отделка. Поверхность стола я покрыл морилкой, затем краской цвета венге и сусальным серебром с помощью трафаретов нанес рисунки колец и квадратов на столешницу и основание. В качестве финишного слоя использовал защитный лак, которым закрепил декор из сусального серебра.

Андрей Шемонаев

Апельсиновый табурет
Архитектор Андрей Бычков

Про русские табуреты можно писать толстые книжки. Предмет, до боли знакомый всем, кто жил в Советском Союзе и обедал на кухне в шесть квадратных метров. Сейчас табуреты уже не в моде, еще немного — и они превратятся в антиквариат. История табурета, который попал в проект «designREANIMATION», вполне типична. Сначала на нем сидели. Не один десяток лет. Когда сменили кухонную мебель, табурет убрали в кладовку. С тех пор он служил исключительно для бытовых нужд: на него вставали, чтобы сменить шторы или проверить счетчик, помыть окно или побелить потолок. Архитектор Андрей Бычков за тридцать минут круто изменил судьбу этого табурета, превратив его из заурядной вещи в незаурядный арт-объект.

Если бы под рукой была краска какого-нибудь «дикого» цвета, я бы выкрасил табурет в этот цвет. Но под рукой оказалась белая водоэмульсионка, сусальное золото и апельсин. Я покрасил табурет белым и сверху кистью нанес кусочки тонкой золотой фольги. Потом вбил в табурет гвоздь и надел на него выкрашенный в то же золото апельсин.

Андрей Бычков

Садовая скамейка «Метаморфоза»
Дизайнеры Ольга Грачева и Николай Федотов,
студия «ZONT 16»

Вообще-то сначала это было кресло, которое купили лет двадцать назад в мебельном магазине. Кресло долго стояло у письменного стола, за которым делала уроки девочка Света. Когда девочка выросла, кресло убрали в прихожую, к телефонному столику. А когда оно отслужило свой срок, его отправили в кладовку. Еще немного, и от предмета избавились бы навсегда. Участие в проекте «designREANIMATION» продлило ему жизнь еще как минимум на двадцать лет.

Наша идея по реанимации этого стильного кресла заключалась не просто в том, чтобы изменить его внешний вид, а в том, чтобы совершить метаморфозу, превратив маленький предмет в большой. Мы полностью разобрали кресло и собрали скамейку, используя для сиденья и спинки обработанные доски, а в качестве подлокотников и ножек старые детали от кресла. Спинку и сиденье выкрасили краской «Миранол» цвета слоновой кости, а ножки и подлокотники покрыли золотой краской «Тайка». Чехол для мягкого съемного сиденья шился из разноцветных полосок ткани. В тон сиденью — две подушки в терракотовых и бежевых тонах. Чтобы поддержать тему садовой мебели, ножом вырезали на твердой поверхности сиденья шутливый автограф — «О+К», заключив его в форму сердца.

Ольга Грачева

Стол «Листья»
Декораторы мастерской «Белый SLON» Зося Леутина, Ольга Таирова, Олег Ткаченко, Анна Гуляева, Наталья Юдаева, Янина Болдырева

Старый сосновый стол пережил многих владельцев, побывал в обстановке нескольких домов, получил при очередном переезде трещину в столешнице и в таком виде попал в мастерскую декораторов «Белый SLON».

Эта большая трещина в столешнице очень понравилась нашему художнику Олегу Ткаченко. Он намеренно не стал ее шпатлевать, а просто укрепил изнутри, чтобы не расходилась дальше. С поверхности стола сняли старый лак и, чтобы подчеркнуть фактуру сосны, покрыли черной морилкой «Пирти». На столешнице выгравировали листья, повторив внешний вид двух больших лопухов. Ножки стола украсили гравировкой растительных орнаментов. В качестве финишного слоя использовали алкидное серебро «Миранол» с эффектом патины.

Зося Леутина

Стулья «SPA»
Дизайнер Ольга Смирнова

Точно неизвестно, кому принадлежали эти стулья, выполненные в стиле модерн. Прежние хозяева при переезде за ненадобностью оставили их в старой квартире. Новый хозяин разглядел в предметах достоинство и стать и с удовольствием отдал их в реанимацию дизайнеру Ольге Смирновой.

Я долго думала, как декорировать эти вещи. Была мысль сделать мужской и женский образы. В итоге решила использовать ироничную идею — сделать стулья для spa-процедур в домашней обстановке. Сиденье одного стула отделала обычными камнями, которыми усыпаны побережья сибирских рек. На сиденье другого вырастила траву. Чтобы перевести эти полезные вещи в модный формат, каркасы стульев покрыла серебряной и золотой красками «Тайка». Чтобы предметы служили долго и использовались не только в релакс-целях, но и по назначению, я предусмотрела съемные сиденья — две подушки, которые декорировала красивой пестрой органзой.

Ольга Смирнова

Синее дамское бюро
Мастера декораций мебельного салона «Галерея Ксилема» Наталья Арженовскова, Оксана Бокова, Лариса Самсонова

Когда-то это была лакированная прикроватная тумба на ножках, со стеклянным фасадом, абажуром и подсветкой внутри. В процессе жизни тумба лишилась сначала абажура, потом стеклянных деталей, ножек и подсветки. В таком виде она попала к декораторам салона «Галерея Ксилема», которые создали на руинах предмета изысканную вещь — дамское бюро.

Поскольку тумба нам досталась в таком разрушенном виде, была возможность трансформировать ее в какой угодно предмет. Мы придумали ей новый образ и сделали изящное бюро, уместное для обстановки будуара или дамского кабинета. В таком бюро можно хранить драгоценности или документы, а на откидной крышке писать письма. В процессе работы над бюро мы заменили внутреннюю дермантиновую отделку на шелковую ткань с бисерной прошивкой. Покрасили корпус в цвет индиго, потом сусальным серебром нарисовали графичные линии. Бюро поставили на кованые ножки, выкрашенные тем же сусальным серебром, а внутреннюю подсветку закрыли маленьким кованым абажуром в виде цветка. Откидную крышку сделали из МДФ, закрепив ее петлями и прочными декоративными цепями.

Оксана Бокова

Стул для чтения
Дизайнер Даша Нарбут

Из старого советского стула дизайнер извлекла максимум пользы и эстетики. Ее фантазия и мастерство превратили малопримечательную среднестатистическую вещь в стильный и функциональный предмет.

Идея возникла сразу — я решила сделать специальный стул для чтения журнала «Современный интерьер». Чтобы подчеркнуть графичность стула, выкрасила его каркас в черный цвет — быстросохнущей, с хорошей укрывистостью краской для школьных досок. От старого сиденья оставила только деревянную основу, обтянув ее синтепоном и плотной хлопковой тканью, на которую с помощью трафарета, губки и акриловой краски были нанесены графичные надписи и узоры. Для хранения журналов сшила чехол, подвязав его к спинке стула с помощью оранжевых хлопковых лент. Ножки стула украсила декоративными шнурами, в тон лентам.

Дарья Нарбут

Стул «Гламурный журналист»
Дизайнер Андрей Хоменков,
студия «DI LUSSO»

Этот стул, по стилю напоминающий работы известного в XIX веке мебельного мастера Генриха Гамбса, долгое время обитал в обстановке старой московской квартиры. В 80‑х годах XX века его привезли в Новосибирск. Несколько лет назад стул побывал на реставрации, в процессе которой эффектную обивку из серого бархата сменил банальный коричневый флок. От былой красоты остался лишь изящной формы каркас. В таком виде стул попал в руки Андрею Хоменкову, который вернул предмету былой шарм, добавив чуточку иронии.

Я решил посвятить этот стул журналистам «Современного интерьера». Была мысль обклеить каркас страницами этого журнала, но они оказались слишком плотными, поэтому в качестве отделки были использованы старые газеты. После наклейки газетный каркас был покрыт воском, который обычно применяется для полировки поверхности из декоративной штукатурки. В качестве финишного материала использовалась полупрозрачная золотая лазурь «Тайка». Ткань в серебристой цветовой гамме с фактурой шелка заменила невзрачную коричневую обивку этого стула, а декоративные шелковые шнуры подчеркнули его округлые элементы.

Андрей Хоменков

Табурет «Розы»
Декоратор Алена Кретова

Четыре миниатюрных табуретки когда-то приобрели в обычном новосибирском магазине, чтобы использовать в обстановке небольшой по площади кухни. Из четырех табуреток в проект «designREANIMATION» попала одна. Она досталась декоратору Алене Кретовой, которая сумела перевести ничем не примечательный предмет в разряд выразительных декоративных вещиц.

Я решила подчеркнуть женственную форму этой табуретки и сделать вещь, которая могла бы украсить комнату юной девушки. Многим людям и мне самой очень нравятся розы, поэтому они послужили главным мотивом декора. Загрунтовав грунтовкой «Отекс», а затем выкрасив белой краской «Эмпир» весь табурет, я обклеила его ножки и сиденье бумажными розами, вырезанными из салфеток. Затем сшила мягкий съемный чехол и украсила его крошечными розочками из атласных лент.

Алена Кретова

Другие статьи по теме

В Академгородке прошел фестиваль граффити «Графит науки» — два месяца несколько команд художников создавали свои муралы, в результате на девяти стенах появились росписи на заданные, условно сказать, научные темы.

21 ноября 2017

21 февраля на берегу Обского моря в Парке «Звезда» состоялось открытие Зимней сессии фестиваля «Арт-Тайга. Масленица».

10 мая 2015

С 6 по 13 сентября в Академгородке прошел первый фестиваль «Арт-Тайга». За семь дней был реализован пилотный проект фестиваля — «Вышка».

5 мая 2015