В старинном особняке, в Амстердаме создан креативный центр для мульти-целей. Часть помещений оформила студия i29. Это Frame store. Бутик модных вещей.
Новая креативная платформа предназначена для проведения выставок и собраний, инициированных известным интернет- магазином Frame и музеем фотографии Foam. Бок о бок с выставочными залами расположена «точка розничной торговли — с акцентом на моду и дизайн», как называют сами архитекторы участок, который подвергли модификации.
Frame Store выставляет в витринах новые продукты и бренды в разных жанрах — здесь и одежда, и произведения искусства, и еда. И все это в знаменитом Zuilenzaal, где традиционно из года в год проходили чинные симфонические концерты или чаепития. Если провести аналогию с российскими реалиями, — то подобная реорганизация пространства выглядела бы так, как если бы в одном из залов Эрмитажа устроили бар для байкеров, или в Третьяковке продавали спортивные костюмы от «Боско». Но в Амстердаме штампами красиво пренебрегают. Или изящно форматируют.
Винтажность зала — подлинна и не задекорирована. Треснувшие колоны, потертые деревянные стеллажи — все осталось в истинной степени старения. Архитекторы максимально выявили эстетику увядания и заново перестелили только пол. Главной задачей было подчеркнуть монументальность зала, это было достигнуто с помощью множества зеркальных поверхностей. Многократное использование зеркал в памятнике архитектуры позволяет отражать само время, считают архитекторы. Этим приемом зазеркалья обычно увлекаются дети, играя с трюмо, — устанавливают створки под разными углами друг к другу — глубина проявляется из ничего. Но в данном случае — в контексте размноженных фрагментов неоклассицизма — можно увидеть ажурные боди, бейсболки, кеды, джинсы, а также белые фигуры — не античные статуи, соответствующие классическому образу архитектуры, а полимерные пупсы-манекены, странные и одутловатые.
Нашей целью было — создать сюрреалистичный мир зеркальных витрин с современным контентом, который не нарушал бы качество старинной архитектуры.
Йяспер Янсен и Йерун Делленсен
Многие вещи выставляются на кубах с зеркальными боковыми гранями и черным верхом, подиумом. К этим параллелепипедам сверху пристроены черные металлические рамки, на которых висит на «плечиках» одежда. Конструкции создают определенную иероглифичность помещения.
В зале между параллельными зеркальными панелями, устроены примерочные, затянутые черным занавесом, и небольшая арт-галерея, в торце которой находятся ступени, позволяющие зрителю подняться и увидеть перспективы исполинской зеркальной инсталляции. При этом сам зритель становится персонажем этого почти статичного спектакля.
Противоречие? Его здесь нет. Мы свели к минимуму вмешательство в первоначальный интерьер зала. Объемы, которые мы придумали, абсорбируются давно существующим пространством. Да, его грандиозный образ индуцирован в память многих поколений. Но, тем не менее, новое добавляет остроты и тем самым делает архитектуру более динамичной.
Йяспер Янсен и Йерун Делленсен