Статьи Интервью

Стрит-фуд как часть современной городской среды

Может ли нестандартный подход к оформлению киосков с уличной едой вдохнуть новую жизнь в суровый облик сибирского мегаполиса? Может, если владельцы кафе следуют современным представлениям об архитектурной форме, дизайне и технологиях.

Так, крупнейшая в России сеть стритфуда «Дядя Дёнер» начала полный рестайлинг своих павильонов. Новый фирменный стиль для известного на всю страну бренда разработала дизайн-студия Shubochkini architects во главе с ее руководителем Ильей Шубочкиным Илья Шубочкин Архитектор .

— Илья, проект необычный — в чем заключалась особенность работы над ним?

— Наша команда позиционирует себя не как дизайнеров интерьеров, а как людей, работающих с любыми пространствами: от лавочек в городских скверах до целых пешеходных улиц и любых, даже самых крупных коммерческих объектов. Мы все выпускники архитектуной академии. Поэтому задачи, поставленные перед нами директором компании, решали исходя из того, что «Дядя Дёнер» является неотъемлемой составляющей Новосибирска.

Согласитесь, сложно представить городские остановки без этих желтых павильончиков. Поэтому мы создали целую концепцию того, как вписать точки в городскую среду. Она называется «Дядя Дёнер» как часть городской инфраструктуры.

— Что включает в себя эта концепция?

— В первую очередь, комплексную проработка фирменного стиля заведения. В нашей студии есть отдел графического дизайна, поэтому мы смогли предложить заказчику не только проект обновленного интерьера, а полную стилистическую концепцию бренда: название, логотип, упаковка, форма персонала, интерьер, фасад и даже брендированные урны. Самым наглядным в этом смысле является павильон, находящийся на улице Ленина напротив «Универсама», так как мы полностью проработали его архитектурный конструктив. Он мог быть еще более эффектным, если бы не климат, в котором мы живем, — все‑таки полностью уходить от основательных импостов и делать павильон полностью прозрачным в условиях Сибири не рекомендуется. Вообще же мы разработали несколько форматов павильонов, которые решают разные задачи, в зависимости от того, где они находятся: это компактная точка, вписанная в структуру здания, стандартный квадратный павильон и павильон, рассчитанный на большее количество гостей. Мы даже предусмотрели в павильонах навесы, которые летом можно раскладывать — на манер модных городских кафе. Словом, нашаконцепция соответствует тенденциям в дизайне и позиционировании стрит-фуда в Европе, где точки быстрого питания являются эстетичным и функциональным элементом городской среды.

— Если присмотреться, никаких принципиальных изменений не произошло — павильоны просто стали более современными и лаконичными.

— А директор компании как раз и поставил перед нами задачу — сохранить преемственность. Он хотел немного изменить имидж, привлечь более премиальную аудиторию, но при этом — сохранить огромную клиентскую базу, которая уже наработана.

Нам не нужно было, чтобы постоянные посетители «Дяди Дёнера» сказали: «Это теперь какое‑то модное место, наверное, там все на порядок дороже, и делать нам там нечего». Нет, это должен был быть все тот же «Дядя Дёнер», но в новом облике. Просто — чуть моложе, современнее и ярче.

— С помощью чего вы этого добились?

— Мы внедряли новые актуальные элементы дизайна — например, декоративную штукатурку с имитацией бетона. Это решение относится к стилю «лофт», который сейчас в тренде. Мы также поменяли соотношение желтого и коричневого цветов — увели коричневый ближе к черному, сделали его более глубоким.

Темного цвета стало чуть больше, а желтого меньше. Но желтый все равно фигурирует, потому что это цвет стрит-фуда, и особенно «Дяди Дёнера». Концепция всех павильонов такова, что барная стойка всегда является таким желтым островом, напоминающим лакомый кусочек сыра. Заведение работает круглосуточно, и вечером-ночью, идя по улице, люди видят за стеклянным фасадом этот аппетитный образ и заходят в павильон. Вместо дешевого ДСП на столешницах мы использовали белый акриловый камень. А еще увеличили количество посадочных мест: раньше это были небольшие тесноватые стойки, а сейчас есть два типа обеденных зон — обычные и «барные». В данном случае мы использовали как традиционную мебель, так и стулья-«туликсы», очень популярные в сфере фаст-фуда. Ну и поработали с освещением — ввели минималистичные светодиодные светильники: квадратные и цилиндрические.

— Эти решения не сделали монтаж новых точек более дорогим? Всетаки стрит-фуду излишняя роскошь не нужна.

— Удорожание было на тех элементах, которые человеку видны и которые он сможет оценить: свет, посадочное место, стойка. А также оборудование для кухни — абсолютно новое, из нержавеющей стали, теперь оно выглядит более современно и более технологично в использовании. В остальном мы использовали достаточно экономичные материалы — например, на полу лежит недорогая плитка ПВХ. Конечно, в первые проекты заказчику пришлось вложиться. Но он осознавал эту необходимость и не жалел средств ни на дизайн, ни на реализацию. Зато и отдача уже есть: в заведение пришли новые люди. Поэтому «Дядя Дёнер» заказывает еще павильоны, которые скоро поедут в Шерегеш, в Москву, в другие регионы.

— Новый фирменный стиль облегчил масштабирование бизнеса?

— Мы работали с пониманием того, что весь этот комплекс будет применяться в других регионах. Поэтому было очень важно, чтобы дизайн интерьера и фасада работал в связке с графическим дизайном и образовывал единую концепцию.

Одной из задач было разработать полный бренд-бук, в котором было бы прописано, как пользоваться всеми интерьерными решениями и упаковкой — чтобы вся сеть заведений работала, как единый живой организм.

— Вы сказали, что в «Дяде Дёнере» уже появилась новая публика. Как думаете, что ее привлекло?

— То, что у заведения появился стиль. Мы ведь разработали даже меню, упаковку для продукции, стаканчики, подложки для подносов. Раньше пойти есть дёнер для кого‑то могло быть не совсем привычно. А сейчас он может взять классный черный стакан, дёнер в модной упаковке — сфотографироваться и выложить в «Инстаграм». Мы читали много комментариев о том, что «Дядя Дёнер» стал более модным местом.

[интервью: Марина Азанова]

Другие статьи по теме

Что круче: «цифра» или пленка? Что значит «удачный кадр»? И стоит ли покупать камеру за миллион, чтобы стать крутым фотографом? Обо всем этом рассказал архитектор Фёдор Бухтояров, для которого фотография составляет очень важную часть его творческой жизни.

19 сентября 2017

Федор Бухтояров — один из ведущих новосибирских архитекторов, который использовал эту брутальную эстетику еще в 90-х годах, когда в Новосибирске не то что лофтов не было, но и слова такого никто еще не знал.

22 марта 2016

Центр дизайна «Мельница» располагается в одном из первых кирпичных зданий Новониколаевска. Построенная в 1902 году мельница в 1910 году стала кирпичной — и с тех пор всегда работала «по специальности».

15 февраля 2016