Директор Московской Архитектурной Школы (МАРШ) Никита Токарев посетил Новосибирск по приглашению директора архитектурно-художественной студии «Контур» Елены Польской. В своем интервью он поделился впечатлениями о нашем городе, рассказал о последних тенденциях мировой архитектуры и объяснил, почему будущим студентам школы МАРШ стоит запастись терпением и оптимизмом.

Никита Токарев, директор Московской Архитектурной Школы (МАРШ)

— Никита, поделитесь впечатлениями о своем визите в Новосибирск.

— В Новосибирск я впервые приехал четыре года назад, бывал здесь всего трижды и каждый раз недолго. Но судьба моей семьи тесно связана с этим городом: мой отец в 1959 году приехал строить Академгородок, а потом, в 1960-м — поступил в первый набор НГУ. Я думаю, что отличие Новосибирска от многих сибирских городов заключается в его культурном богатстве. В его биографии несколько разных историй: царский Новониколаевск, советский город 20 — 30-х годов, научный центр в 60-х, когда был построен Академгородок и великолепная библиотека СО РАН — шедевр во всех отношениях, в том числе и архитектурном. Кстати, памятников архитектуры в Новосибирске сохранилось много: театр оперы и балета, знаменитый стоквартирный дом — я с большим удовольствием знакомился с городом. Но особенно приятными были встречи с людьми. В том числе с директором архитектурно-художественной студии «Контур» Еленой Польской, ее коллегами, воспитанниками студии и студентами Новосибирской архитектурной академии.

— Ваше сотрудничество с «Контуром» ведь не ограничивается подобными встречами?

— Мы действительно сотрудничаем не один год. Слушатели старших курсов студии ежегодно на неделю приезжают к нам в школу, где мы проводим для них занятия и сессии, приглашаем на защиту проектов наших студентов. Я надеюсь, что уже на будущий год мы увидим у себя в бакалавриате ребят из «Контура». Пока же мы с удовольствием делимся с новосибирскими коллегами своими методиками, время от времени сюда приезжают наши преподаватели. Мне кажется, что «Контур» чем-то похож на МАРШ — это новая институция, возникшая благодаря усилиям и энтузиазму увлеченных людей, ориентированных на будущее.

— А какова особенность школы МАРШ, ее принципиальное отличие от других учебных заведений?

— Все наши курсы сделаны в сотрудничестве с нашими британскими партнерами из London Metropolitan University. Наши выпускники получают британские дипломы бакалавров или магистров, но при этом проходят обучение на русском языке, в Москве, это не так дорого и не так далеко от дома. Кроме того, при составлении наших программ мы ориентируемся на отечественную проблематику, так что это образование актуально для современного российского градостроительства.

— В чем заключается разница между российским и европейским подходами к образованию?

— Следуя европейской традиции, мы стараемся развивать самостоятельность студентов: четыре дня в неделю они занимаются с преподавателями, а пятый работают с информацией сами. Очень много внимания мы обращаем на то, что называется soft skills, то есть необходимые архитектору общечеловеческие навыки. У нас есть курс профессиональных коммуникаций, где мы учимся слушать собеседника, разговаривать и аргументировать свою точку зрения — развиваем эмоциональный интеллект и чувство эмпатии, необходимые архитектору. Ведь если мы строим для людей, то должны уметь видеть мир их глазами, чувствовать то, что они чувствуют, понимать их потребности. Много времени мы уделяем исследовательской и аналитической работе, ведь прежде чем взять бумагу, карандаш и начать проектировать, нужно понять, какую именно проблему мы будем решать с помощью проекта. Поэтому половину времени в магистратуре мы занимаемся анализом проблем и исследованиями, а результаты исследований оцениваются наравне с проектом как полноценная часть выпускной работы.

— Не получится ли так, что часть ваших учеников, воспитанных в европейских традициях, утратят связь с культурой своей страны?

— Мы тоже поначалу тревожились о том, что, получив британские дипломы, наши ребята разъедутся по разным странам, но этого не случилось: по статистике, 90 % наших студентов успешно работают в России. Это радует, потому что все-таки мы хотим, чтобы МАРШ развивался в России и для России — это изначально было заложено в идеологии школы. Сейчас в нашей магистратуре больше половины студентов, приехавших со всей страны — от Владивостока до Вологды.

— Это интересное сочетание?

— Конечно. Присутствие студентов из разных регионов очень обогащает школу интеллектуально и культурно. Россия — огромная страна с потрясающим разнообразием климата, ландшафта и культурных традиций, и когда вместе учатся ребята из Вологды, Якутии и Кабардино-Балкарии, то они очень многое узнают друг у друга. Ведь не познакомившись с девушкой из Якутска, никогда не узнаешь, что такое пятидесятиградусный мороз, а не встретившись с юношей из Кабардино-Балкарии, не узнаешь, что такое источники Приэльбрусья и какова традиционная архитектура балкарцев. Таким образом, хотя школа и маленькая, благодаря географии наших студентов мы имеем федеральный масштаб, и этим гордимся. Я и наш ректор Евгений Асс — много ездим, чтобы рассказать о школе там, где о ней еще не знают. Кроме того, если кто-то из наших иностранных друзей-архитекторов находится проездом в Москве, мы обязательно зовем его к нам. Так, в год проходит до 40 лекций, которые еще больше расширяют кругозор студентов и горизонты архитектуры.

— Расскажите о горизонтах. Какие принципиально новые направления архитектурной отрасли изучают ваши студенты?

— Отчасти позиция школы такова, что все-таки мы стараемся учить не новому, а главному. Как говорил Владимир Татлин: «Не к новому, не к старому, а к нужному». Конечно, в современной архитектуре развивается очень много разных направлений. Например, параметрический дизайн, когда архитектор сочиняет алгоритм, по которому строится форма, а машина, получив этот алгоритм, предлагает десятки уникальных форм. Или цифровое производство — наверняка вы знаете, что строительные 3D-принтеры уже совсем скоро могут радикально изменить строительные технологии с точки зрения скорости и возможностей формообразования. Но, несмотря на развитие технологий, в центре внимания по-прежнему все равно остается человек. Я ведь не случайно упоминал эмоциональный интеллект и способность к эмпатии. Какой бы умной ни была программа, из 50 созданных ею вариантов единственно верный выбор делает человек, понимающий, каким должен быть конечный результат. Поэтому мы внимательно следим за новыми тенденциями и делаем короткие курсы — на неделю, на три месяца — по цифровому производству, параметрическому проектированию, информационному моделированию зданий и так далее. Но в основе образования все равно находятся ценности, закладывающие профессиональный фундамент на 5, 10, 15 лет вперед. Я, например, закончил учебу в 1994 году. Тогда не было компьютеров, Интернета, и даже копировальная машина казалась чудом. Но было в образовании что-то такое, с чем я живу и работаю до сих пор. Мы пытаемся это ядро профессии нащупать и нести новым поколениям, опираясь на наши профессиональные и человеческие ценности. Кстати, в ближайшем будущем мы хотим открыть детскую программу, полагая, что чем раньше с архитектурой познакомится человек, тем будет лучше. Даже если он не станет профессиональным архитектором, то раскрытие творческих способностей и творческий подход к жизни может помочь в разных профессиях. Не случайно становится модным такой термин, как «дизайн-мышление», популярный в бизнес-среде и связанный с поиском нестандартных решений самых разных задач.

— Каких студентов вы ждете у себя в школе?

— Решительных, талантливых, трудолюбивых, самостоятельных, чутких, чувствительных и, конечно, веселых, потому что только оптимизм и хорошее настроение позволяют работать столько, сколько работают наши студенты (улыбается).

[интервью: Марина Азанова]

Другие статьи по теме

Студия проектного творчества «Контур» — уникальная для Новосибирска образовательная площадка для обучения детей основам архитектурного, дизайнерского и художественного творчества. В «Контуре» не просто учат профессиональному архитектурно-художественному проектированию — школа создана для того, чтобы учащиеся, которые живут в нашем городе, знали его историю, понимали, как он развивается, и принимали участие в будущем Новосибирска как его культурные граждане.

15 декабря 2021

Детской студии проектного творчества «Контур» в этом году исполнилось три года. О главных событиях прошедшего учебного года — в интервью с основателем студии Еленой Польской.


14 августа 2019

В архитектурно-художественной студии «Контур» старшеклассники в рамках курса «Проектирование» знакомятся на практике с основами профессии архитектора.

17 января 2019