Директор Московской Архитектурной Школы (МАРШ) Никита Токарев посетил Новосибирск по приглашению директора архитектурно-художественной студии «Контур» Елены Польской. В своем интервью он поделился впечатлениями о нашем городе, рассказал о последних тенденциях мировой архитектуры и объяснил, почему будущим студентам школы МАРШ стоит запастись терпением и оптимизмом.
— Никита, поделитесь впечатлениями о своем визите в Новосибирск.
— В Новосибирск я впервые приехал четыре года назад, бывал здесь всего трижды и каждый раз недолго. Но судьба моей семьи тесно связана с этим городом: мой отец в 1959 году приехал строить Академгородок, а потом, в
— Ваше сотрудничество с «Контуром» ведь не ограничивается подобными встречами?
— Мы действительно сотрудничаем не один год. Слушатели старших курсов студии ежегодно на неделю приезжают к нам в школу, где мы проводим для них занятия и сессии, приглашаем на защиту проектов наших студентов. Я надеюсь, что уже на будущий год мы увидим у себя в бакалавриате ребят из «Контура». Пока же мы с удовольствием делимся с новосибирскими коллегами своими методиками, время от времени сюда приезжают наши преподаватели. Мне кажется, что «Контур» чем-то похож на МАРШ — это новая институция, возникшая благодаря усилиям и энтузиазму увлеченных людей, ориентированных на будущее.
— А какова особенность школы МАРШ, ее принципиальное отличие от других учебных заведений?
— Все наши курсы сделаны в сотрудничестве с нашими британскими партнерами из London Metropolitan University. Наши выпускники получают британские дипломы бакалавров или магистров, но при этом проходят обучение на русском языке, в Москве, это не так дорого и не так далеко от дома. Кроме того, при составлении наших программ мы ориентируемся на отечественную проблематику, так что это образование актуально для современного российского градостроительства.
— В чем заключается разница между российским и европейским подходами к образованию?
— Следуя европейской традиции, мы стараемся развивать самостоятельность студентов: четыре дня в неделю они занимаются с преподавателями, а пятый работают с информацией сами. Очень много внимания мы обращаем на то, что называется soft skills, то есть необходимые архитектору общечеловеческие навыки. У нас есть курс профессиональных коммуникаций, где мы учимся слушать собеседника, разговаривать и аргументировать свою точку зрения — развиваем эмоциональный интеллект и чувство эмпатии, необходимые архитектору. Ведь если мы строим для людей, то должны уметь видеть мир их глазами, чувствовать то, что они чувствуют, понимать их потребности. Много времени мы уделяем исследовательской и аналитической работе, ведь прежде чем взять бумагу, карандаш и начать проектировать, нужно понять, какую именно проблему мы будем решать с помощью проекта. Поэтому половину времени в магистратуре мы занимаемся анализом проблем и исследованиями, а результаты исследований оцениваются наравне с проектом как полноценная часть выпускной работы.
— Не получится ли так, что часть ваших учеников, воспитанных в европейских традициях, утратят связь с культурой своей страны?
— Мы тоже поначалу тревожились о том, что, получив британские дипломы, наши ребята разъедутся по разным странам, но этого не случилось: по статистике, 90 % наших студентов успешно работают в России. Это радует, потому что все-таки мы хотим, чтобы МАРШ развивался в России и для России — это изначально было заложено в идеологии школы. Сейчас в нашей магистратуре больше половины студентов, приехавших со всей страны — от Владивостока до Вологды.
— Это интересное сочетание?
— Конечно. Присутствие студентов из разных регионов очень обогащает школу интеллектуально и культурно. Россия — огромная страна с потрясающим разнообразием климата, ландшафта и культурных традиций, и когда вместе учатся ребята из Вологды, Якутии и Кабардино-Балкарии, то они очень многое узнают друг у друга. Ведь не познакомившись с девушкой из Якутска, никогда не узнаешь, что такое пятидесятиградусный мороз, а не встретившись с юношей из Кабардино-Балкарии, не узнаешь, что такое источники Приэльбрусья и какова традиционная архитектура балкарцев. Таким образом, хотя школа и маленькая, благодаря географии наших студентов мы имеем федеральный масштаб, и этим гордимся. Я и наш ректор Евгений Асс — много ездим, чтобы рассказать о школе там, где о ней еще не знают. Кроме того, если кто-то из наших иностранных друзей-архитекторов находится проездом в Москве, мы обязательно зовем его к нам. Так, в год проходит до 40 лекций, которые еще больше расширяют кругозор студентов и горизонты архитектуры.
— Расскажите о горизонтах. Какие принципиально новые направления архитектурной отрасли изучают ваши студенты?
— Отчасти позиция школы такова, что все-таки мы стараемся учить не новому, а главному. Как говорил Владимир Татлин: «Не к новому, не к старому, а к нужному». Конечно, в современной архитектуре развивается очень много разных направлений. Например, параметрический дизайн, когда архитектор сочиняет алгоритм, по которому строится форма, а машина, получив этот алгоритм, предлагает десятки уникальных форм. Или цифровое производство — наверняка вы знаете, что строительные 3D-принтеры уже совсем скоро могут радикально изменить строительные технологии с точки зрения скорости и возможностей формообразования. Но, несмотря на развитие технологий, в центре внимания по-прежнему все равно остается человек. Я ведь не случайно упоминал эмоциональный интеллект и способность к эмпатии. Какой бы умной ни была программа, из 50 созданных ею вариантов единственно верный выбор делает человек, понимающий, каким должен быть конечный результат. Поэтому мы внимательно следим за новыми тенденциями и делаем короткие курсы — на неделю, на три месяца — по цифровому производству, параметрическому проектированию, информационному моделированию зданий и так далее. Но в основе образования все равно находятся ценности, закладывающие профессиональный фундамент на 5, 10, 15 лет вперед. Я, например, закончил учебу в 1994 году. Тогда не было компьютеров, Интернета, и даже копировальная машина казалась чудом. Но было в образовании что-то такое, с чем я живу и работаю до сих пор. Мы пытаемся это ядро профессии нащупать и нести новым поколениям, опираясь на наши профессиональные и человеческие ценности. Кстати, в ближайшем будущем мы хотим открыть детскую программу, полагая, что чем раньше с архитектурой познакомится человек, тем будет лучше. Даже если он не станет профессиональным архитектором, то раскрытие творческих способностей и творческий подход к жизни может помочь в разных профессиях. Не случайно становится модным такой термин, как «дизайн-мышление», популярный в бизнес-среде и связанный с поиском нестандартных решений самых разных задач.
— Каких студентов вы ждете у себя в школе?
— Решительных, талантливых, трудолюбивых, самостоятельных, чутких, чувствительных и, конечно, веселых, потому что только оптимизм и хорошее настроение позволяют работать столько, сколько работают наши студенты (улыбается).