Главная Статьи Культпоход

Культурная бомба – 2009

Выставка «смотри!»

В сентябре в новом здании строящегося театра Сергея Афанасьева с большим успехом прошла масштабная выставка современного искусства «Смотри!», с подзаголовком «Как мы сделали искусство 2000‑х». Галерист Анна Терешкова собрала под одной крышей, на площади 800 квадратных метров, фотографии и видеоарт группы «Синие носы», Дмитрия Булныгина и Евгения Иванова, а также работы омского художника Дамира Муратова. В театрально-музыкальной программе учачтвовали группа «Nuclear Losь» и саксофонист Владимир Тимофеев, пианист и композитор Роман Столяр, ди-джей Вадим Горяев, кемеровский театр «Ложа», новосибирский «Первый театр» и Артем Находкин, а также актер и режиссер Алексей Меркушев.

Пространство недостроенного театра для демонстрации актуального искусства оформил архитектор Федор Бухтояров, при помощи грубых досок и белой краски создавший уместный контекст для contemporary art.

В результате выставка произвела на зрителей сокрушительный эффект.

Федор Бухтояров

Федор Бухтояров

Архитектор

Стояла задача — разместить в пространстве будущего театра выставку современного искусства. Мы прошли по предполагаемой экспозиции, обсудили планировку, перекрыли ненужные проходы, придумали, как расставить свет (его не было вообще, висели просто дежурные лампы). Когда очистили здание от мусора и еще не были смонтированы дополнительные конструкции, я даже удивился — насколько изменилось пространство. Обеспылили пол, белым покрасили стены и плоскости из обычных необработанных досок. Я сам очень люблю белый цвет и материалы с грубой фактурой. К тому же белый для выставочного интерьера — самый универсальный. Здесь он оказался как бы специальным цветом, эффектно сработавшим на контрасте с таким живописным недостроем.

Достижение творческой мысли — шайба из досок на верхнем этаже, под куполом.

Неплохо получилась и входная группа: я хотел сразу сориентировать людей, чтобы входя они видели не стройплощадку, а выставку. Весьма удачная работа со светом (мы использовали уличные прожекторы). Во-первых, его хватило, во‑вторых, он был уместен. Думаю, что здесь размещение света получилось даже более правильным, чем во многих галереях, где часто не видно работ.

Получилась форма, вполне адекватная содержанию. Недострой и крашеные доски оправдывают актуальное искусство, которое на этом фоне смотрится весьма неплохо. Не скажу, что в интерьере, скажем, музея Гуггенхайма все это смотрелось бы хуже, но здесь все так органично выглядит, потому что и в большинстве показанных работ прослеживается идентичная среда.

Вячеслав Мизин

Вячеслав Мизин

Художник, арт-группа «Синие носы»

Нам предоставили пространство, архитектура и планировка которого проектировалась и строилась под нужды театра. Здесь мы должны были разместить выставку современного искусства. Грубо говоря, стояла задача победить это пространство и сделать из него большой выставочный зал. В решении задачи и дизайнер, и художники, на мой взгляд, сработали дружно и достаточно успешно. КПД, точность попадания — 90 процентов (скажу 100 — прозвучит нескромно).

Отличный дизайнерский ход — использовать в отделке белую краску и доски. В условиях стройки они смотрятся органично. Правильное решение — сделать в центре игровую зону. Она объединила вокруг себя все остальное. В здании масса окон, особенно в больших залах. В специализированных выставочных пространствах окон, как правило, нет. У нас эта проблема была. Но мы решили, что некая плотность и точность развески работ и установки плазм решит проблему.

Раньше у нас были ситуации, когда стояла подобная задача — победить пространство. В середине 90‑х «Синие носы» принимали участие в разных андеграундных фестивалях, нам отдавали какие‑нибудь огромные подвальные помещения, и мы должны были приспосабливать их под выставки. Там времени было мало, и мы должны были ориентироваться как на фронте, при этом попадать точно в цель. Это был такой важный опыт быстрого реагирования. Каждому архитектору и дизайнеру, я считаю, надо пройти подобную практику быстрого реагирования.

Анна Терешкова

Анна Терешкова

Организатор выставки «Смотри!»

Я давно хотела показать искусство «Синих носов» в Новосибирске, но Славе Мизину сказала, что сначала найду подходящий подвал, в котором смогу их достойно представить, чтобы было колоритно и уместно. Много раз видела «Синих носов» в музейном, галерейном контексте, и мне эти выставки не очень нравились, они как‑то «не попадали», выглядели в чистых стенах не очень органично. А недавно меня осенило: в центре города стоит такой шикарный недострой! Я подумала: именно здесь и нужно показывать «Синих носов». Мы привыкли их ассоциировать с андеграундом, считать как бы не совсем искусством в традиционном понимании. Хотя творчество этих художников — уже давно серьезный пласт российского актуального искусства, но для простых зрителей они все равно ассоциируются с андеграундом. Такое искусство и хотелось показывать в адекватном, провокационном контексте. Очень кстати Новосибирск готовился к фестивалю «Интерра», в рамках которого планировалась большая культурная программа. Я обратилась к организаторам с просьбой предоставить помещение строящегося театра Афанасьева. Сказала, мол, сама все сделаю, только включите проект в программу. Включили, идея осуществилась.

В здании несколько лет не велись строительные работы, когда мы зашли, здесь были горы мусора. Нам пришлось все вычищать, белить стены, проводить электропроводку. С интерьерным решением очень помог Федор Бухтояров. Его блестящая идея — разместить баскетбольную площадку, проект «Игры разума» внутри здания. Мне казалось, что площадка должна быть на улице, у входа, но он настоял, чтобы было здесь. Забор под куполом — тоже его идея. Отлично получилось.

Сергей Самойленко

Сергей Самойленко

Координатор выставки «Смотри!»

Огромный интерес к выставке «Смотри!» обусловлен несколькими причинами. Во-первых, новосибирцы, конечно, воспринимают это здание как театр Афанасьева, у публики есть свои ожидания — восемь лет длится строительство, и все никак не дождутся его окончания, поэтому такое событие естественно привлекло на выставку поклонников театра. Во-вторых, сама выставка: для Новосибирска современное искусство, представленное в таком масштабе — это абсолютная новость. Все привыкли, что оно выставляется в лучшем случае в маленьких галереях (например, у Алексея Казаринова в «No soap»), и широкая публика современного искусства не видит и не знает. А здесь было представлено огромное количество работ «Синих носов», работы Дамира Муратова, Евгения Иванова, видеоарт Дмитрия Булныгина, плюс музыка и театральные постановки. Получилась такая культурная бомба, большой четырехдневный фестиваль, естественно привлекший внимание людей. И, наконец, пространство — то, как оно было организовано и оформлено, тоже повлияло на восприятие и интерес публики. При том, что этот театр совершенно не приспособлен под выставки (масса маленьких помещений, лестницы, лабиринты), здесь было все придумано как надо. Это заслуга и Федора Бухтоярова, и Славы Мизина, у которого архитектурное образование и огромный опыт организации выставок по всему миру. Вместе им удалось победить пространство, которое получилось вполне адекватным самой выставке и воспринималось не как недоделанное, недостроенное, а будто специально таким и созданное.

Журнал «Современный Интерьер — Сибирь» № 10(46) 2009

Другие статьи по теме

Выставка АРТ-ГРУППЫ BERTOLLO

«Разговор с собакой»
Новосибирский краеведческий музей.
10 октября — 12 ноября 2017

3 ноября 2017